АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ 
Цель. Определить роль артериальной гипертонии (АГ) как возможного предиктора развития хронической сердечной недостаточности (ХСН) у больных хроническим гломерулонефритом (ХГН) с АГ и сохранной функцией почек.
Материал и методы. Обследованы 136 больных ХГН с различной степенью (ст.) тяжести АГ с сохранной функцией почек, имеющих начальные клинические признаки ХСН. Методом эходопплеркардиографии определяли наличие и особенности ремоделирования миокарда левого желудочка (ЛЖ), состояние его систолической и диастолической функций.
Результаты. Полученные клинико-инструментальные данные продемонстрировали, что АГ у больных ХГН с сохранной функцией почек в результате структурных и функциональных нарушений ЛЖ сердца приводит к развитию ХСН. При АГ I ст. наряду с начальными клиническими симптомами ХСН без признаков гипертрофии левого желудочка сердца (ГЛЖ) выявляется диастолическая дисфункция ЛЖ. При II ст. АГ наряду с клиническими признаками ХСН имеет место концентрическая ГЛЖ с сохраненной фракцией выброса (ФВ) ЛЖ и диастолической дисфункцией. В случае III ст. АГ присутствуют признаки смешанной систоло-диастолической СН со снижением ФВ ЛЖ и эксцентрической ГЛЖ.
Заключение. Наличие АГ может рассматриваться предиктором развития ХСН у больных ХГН с сохранной функцией почек.
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА 
Цель. Ультразвуковая оценка атеросклероза сонных артерий и функции эндотелия у мужчин молодого и среднего возрастов с ишемической болезнью сердца (ИБС).
Материал и методы. В исследование вошли 78 мужчин в возрасте 28-50 лет, в т.ч. 49 больных ИБС с верифицированным посредством ангиографии стенозирующим атеросклерозом коронарных артерий и 29 пациентов — контрольная группа (ГК), без клинических проявлений атеросклероза. Всем пациентам проведено ультразвуковое исследование общих сонных артерий (ОСА) по стандартной методике. Для определения поток-зависимой вазодилатации (ПЗДВ) плечевой артерии выполнена проба с реактивной гиперемией.
Результаты. Среди больных ИБС показатель толщины комплекса интима-медиа (КИМ) ОСА составил 0,88±0,23 мм, что было достоверно выше аналогичного показателя у пациентов ГК (0,76±0,18 мм, р=0,01). Атеросклеротические бляшки в ОСА присутствовали у 91,8% больных и 27,6% пациентов из ГК (р<0,001), при этом множественные поражения наблюдались в 80% и 14% случаев, соответственно (р<0,001). ПЗВД плечевой артерии составила в среднем 5,8±2,2%, что было достоверно больше по сравнению с больными ИБС — 4,5±2,8% (р=0,03).
Заключение. Достоверные различия в частоте обнаружения нормальных значений ПЗВД у пациентов обеих групп отсутствовали. Увеличение показателя толщины КИМ и наличие множественных атеросклеротических бляшек в ОСА у мужчин молодого и среднего возрастов сопряжено с повышенным риском развития ИБС.
Цель. Изучить клиническую эффективность ивабрадина в дозе 7,5 мг 2 раза в сут. в составе комбинированной терапии и его влияние на толерантность к физической нагрузке (ФН) у больных стабильной стенокардией II-III функциональных классов (ФК) с абсолютными или относительными противопоказаниями к Р-адреноблокаторам ф-АБ).
Материал и методы. Обследованы 16 больных стабильной стенокардией II-III ФК. Методы исследования: оценка частоты приступов стенокардии и потребности в короткодействующих нитратах, тредмил-тест, а при наличии противопоказаний к проведению нагрузочной пробы — суточное мониторирование (СМ) ЭКГ
Результаты. Включение ивабрадина в состав комбинированной терапии или замена Р-АБ на ивабрадин приводят к достоверному уменьшению частоты приступов стенокардии и снижению потребности в короткодействующих нитратах, урежению частоты сердечных сокращений в покое и при максимально переносимой ФН, возрастанию длительности ФН, повышению экономичности работы сердечно-сосудистой системы, достоверному уменьшению суммарной длительности ишемии миокарда.
Заключение. Применение селективного ингибитора If каналов ивабрадина у больных с абсолютными или относительными противопоказаниями к применению Р-АБ или при их плохой переносимости расширяет возможности медикаментозной терапии стабильной стенокардии и позволяет добиться клинического улучшения, подтвержденного данными нагрузочных тестов и СМ ЭКГ.
Цель. Изучить влияние терапии статинами в разных дозах на уровень факторов, стимулирующих и ингибирующих коронарный ангиогенез.
Материал и методы. В работу включены 90 больных ишемической болезнью сердца стабильной стенокардией I-III функциональных классов, 30 здоровых добровольцев. Всем больным исходно выполнены: клиническое обследование, электрокардиография, велоэргометрия, эхокардиография. Перед началом исследования проводили общий и биохимический анализы крови с определением липидного профиля. В сыворотке крови дважды определяли концентрацию сосудистого эндотелиального фактора роста (VEGF), трансформирующий фактор ангиогенеза (TGF-P1) и эндостатина — до начала терапии статинами и через 3 мес после начала терапии. В качестве терапии использовали розувастатин в дозе 5, 10 или 40 мг/сут.
Результаты. Терапия статинами привела к снижению уровня факторов, стимулирующих ангиогенез — VEGF и TGF. На уровень эндостатина, фактора, ингибирующего ангиогенез, значимого влияния терапия розувастатином не оказала. Подобный эффект отмечался при лечении розувастатином в дозе 5, 10 и 40 мг/сут.
Заключение. Полученные данные позволили опровергнуть гипотезу о дозозависимом влиянии статинов на процессы ангиогенеза. Статины одинаково влияют на факторы ангиогенеза как в малых дозах, так и при агрессивной терапииХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ 
Цель. Изучить особенности кровоснабжения головного мозга при хронической гипертонической энцефалопатии (ГЭ) в зависимости от наличия хронической сердечной недостаточности (ХСН).
Материал и методы. Обследованы 122 пациента с ГЭ I-III стадии (ст.), без окклюзирующего поражения магистральных артерий головы. При дуплексном сканировании оценивали объемную скорость кровотока в общих сонных (ОСА), позвоночных артериях (ПА), скорость кровотока в средних мозговых артериях (СМА). Относительную корковую перфузию (ОКП) изучали методом однофотонной эмиссионной компьютерной томографии.
Результаты. ХСН I ст. диагностирована у 37 (30%) и ХСН II ст. — у 68 (56%) пациентов. ХСН носила диастолический характер. Установлено, что независимо от наличия ХСН при ГЭ кровоток в ОСА и ПА остается стабильным в пределах нормальных значений, тогда как в СМА скоростные характеристики снижаются, а индексы сопротивления превышают контрольные показатели. По сравнению с группой без ХСН при ХСН I ст. отмечено повышение ОКП в лобных сегментах (p<0,05) в сочетании с более частой визуализацией диффузного лейкоараоза, что отражает преимущественное ухудшение перфузии подкорковой локализации вследствие прогрессирующего поражения артерий глубоких отделов полушарий мозга. По сравнению с ХСН I ст. в группе ХСН II ст. регистрировалось дополнительное снижение кровотока и повышение индексов сопротивления в СМА, с уменьшением значений ОКП (p<0,1), а лейкоараоз визуализирован у 40% больных (p<0,02).
Заключение. При ГЭ наличие ХСН II ст. ассоциируется с ухудшением кровоснабжения как подкорковых, так и корковых структур и может расцениваться как маркер более распространенного гипертонического ремоделирования мозговых сосудов.
Цель. Изучить взаимосвязи метаболических нарушений, уровень цитокинов, мозгового натрийуретического пептида (МНП), маркеров функции эндотелия при различных типах хронической сердечной недостаточности (ХСН) у пациентов пожилого возраста.
Материал и методы. В исследование включены 127 мужчин в возрасте 60-75 лет (средний возраст 67,4±0,3), распределенных на 2 группы. I группу составили 77 пациентов с рестриктивным типом диастолической ХСН (дХСН), во II группу вошли 50 человек с систолической ХСН (сХСН). Группу контроля (ГК) составили 30 здоровых добровольцев. Определяли содержание про- и противовоспалительных цитокинов, неактивного С-концевого фрагмента МНП (Nt-ргоМНП), оксида азота.
Результаты. В разной степени метаболические нарушения развиваются у пациентов пожилого возраста при всех типах ХСН. При дХСН и сХСН имеются признаки дисфункции эндотелия, что подтверждается высокими уровнями микроальбуминурии, С-реактивного белка, интерлейкина 1р, фактора некроза опухоли а (ФНО-а) в обеих группах больных. Степень активации системы цитокинов различается при сХСН и дХСН.
Заключение. Высокие уровни ФНО-а и Nt-ргоМНП у лиц пожилого возраста с обоими типами ХСН указывают на выраженные нарушения функциональной способности левого желудочка, причем достоверно более высокие значения ФНО-а, Nt-ргоМНП, мочевой кислоты в группе сХСН свидетельствуют о большей тяжести и неблагоприятном прогнозе у этой категории больных.
Цель. Изучить дифференцированное применение Р-адреноблокаторов (Р-АБ) в зависимости от исходных клинико-демографических характеристик как способ оптимизации терапии хронической сердечной недостаточности (ХСН).
Материал и методы. В исследование были включены 90 больных: 50 мужчин (55,6%) и 40 женщин (44,4%), средний возраст — 64,7±1,9 лет. Больным отменяли Р-АБ, который они регулярно принимали, и через 2 недели пациенты методом простой рандомизации были разделены на 3 группы: I группа (п=30) получала бисопролол, начиная с 2,5 мг/сут. однократно, максимальная доза — 10 мг/сут., II группа (п=30) принимала карведилол, начиная с 12,5 мг/сут., в 2 приема, максимальная доза — 50 мг/сут., III группа (п=30) использовала небиволол, начиная с 2,5 мг/сут. однократно, максимальная доза — 10 мг/сут. На момент скрининга и через 6 мес. наблюдения больным выполняли эхокардиографическое исследование (ЭхоКГ) по стандартному протоколу с анализом фракции выброса, наличия и типа диастолической дисфункции. В целях работы увеличение функционального класса (ФК) ХСН считали прогрессированием, а уменьшение ФК ХСН — регрессированием тяжести заболевания. Определяли уровень нейрогормонов и мозгового натрийуретического пептида (МНУП). Эффективность определяли по совокупности показателей эффективности и безопасности.
Результаты. Отсутствовали различия между группами по изменению показателей центральной гемодинамики, ЭхоКГ, содержания нейрогормонов. После корректировки зависимой переменной “эффективность” показано, что небиволол является наиболее предпочтительным при хронической почечной недостаточности, анемии, у пожилых пациентов и женщин. Во всех остальных случаях наиболее целесообразный препарат — бисопролол. Основным лабораторным показателем, на который необходимо ориентироваться при выборе Р-АБ, является альдостерон, затем про-МНП (а=0,049), не рекомендуется ориентироваться на норадреналин.
Заключение. Учитывая то, что определение уровней альдостерона, норадреналина и про-МНП не является рутинными лабораторными методами, и их широкое внедрение в реальную клиническую практику сопряжено с определенными сложностями, с успехом можно ориентироваться на наличие у пациента сопутствующих заболеваний, его пол и возраст.
ДИСЛИПОПРОТЕИДЕМИИ 
Цель. Анализ нетипичных вариантов дислипидемий (ДЛП) при ишемической болезни сердца (ИБС).
Материал и методы. Обследовались больные реабилитационного отделения стационара, перенесшие инфаркт миокарда (ИМ). За 5 лет были отобраны 78 больных с резко выраженной гипертриглицери- демией (ГТГ) или избирательным снижением антиатерогенной фракции липопротеидов. Больные с наиболее типичными для ИБС вариантами ДЛП (IIa, IIb фенотипы) в этом исследовании не участвовали. Средний возраст обследованных — 46±1 лет. Все больные были разделены на три группы: со смешанной гиперлипидемией (ГЛП) за счет холестерина (ХС) и триглицеридов (ТГ), но с преобладанием ГТГ — группа I (n=24); с изолированной ГТГ — группа II (n=23); с избирательно низким содержанием липопротеидов высокой плотности (ЛВП) — группа III (n=31).
Результаты. Группа I характеризовалась выраженным повышением уровня ХС и экстремальным подъемом уровня ТГ — 6,8±0,5 ммоль/л); группа II с изолированно высоким содержанием ТГ — 4,1±0,4 ммоль/л. В группе III отмечался избирательно низкий уровень ХС ЛВП — 0,82±0,02 ммоль/л.
Заключение. Атеросклероз и его осложнения в ряде случаев могут развиваться не только на основе ГЛП IIa и IIb типов, но и вследствие ГТГ или избирательного снижения антиатерогенной фракции липопротеидов. Все первичные ДЛП наследственно обусловлены, но в большинстве своем связаны не с моногенными, а с полигенными дефектами, т. е. зависят от функционально значимых нуклеотидных полиморфизмов в составе генов-участников регуляции липидного обмена.
МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ 
Цель. Изучить ранние предикторы метаболического синдрома (МС) у детей (n=200) в возрасте 10-15 лет с заболеваниями верхних отделов пищеварительного тракта, в зависимости от массы тела (МТ).
Материал и методы. Основную группу (ОГ) составили 127 детей (46 девочек и 81 мальчик) с превышением МТ разной степени. Группу сравнения (ГС) составили 73 ребенка (29 девочек и 44 мальчика) с нормальной МТ. В сыворотке крови, взятой натощак, исследовали показатели липидного спектра, концентрацию глюкозы, уровень базального инсулина, лептина и адипонектина, концентрацию конечных стабильных метаболитов оксида азота (NO).
Результаты. У детей с избыточной МТ по сравнению с детьми, имеющими нормальную МТ, выявлен статистически значимый рост частоты инсулинорезистентности и гиперинсулинемии, уровня лептина и повышение отношения лептин/адипонектин в сыворотке крови. Атерогенные сдвиги в липидном спектре и изменения показателя концентрации метаболитов NO отсутствовали. Полученные результаты могут свидетельствовать об обратимости формирования МС в детском возрасте.
Заключение. Активные лечебно-профилактические мероприятия, направленные на изменение пищевого поведения и образа жизни, могут привести к нормализации МТ и снижению риска формирования атеро- генных метаболических нарушений у детей с заболеваниями верхних отделов пищеварительного тракта.
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА 
Цель. Найти показатели, наиболее полно отражающие динамику вариабельности сердечного ритма (ВСР) в процессе лечения кардиальных больных.
Материалы и методы. Отобраны 145 пар измерения ВСР за 24 ч у больных, лечившихся по поводу артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, гиперхолестеринемии. В анализ включены наиболее часто используемые показатели ВСР: SDNN, SDNNindex, r-MSSD, триангулярный индекс, LF (низкочастотный спектр ВСР), HF (высокочастотный спектр ВСР), общую мощность (ОМ) спектра ВСР. Параметры исследовали за сутки, за периоды бодрствования и ночного сна. Изменение параметра ВСР считали в том случае, когда он при повторном измерении отличался от предыдущего более чем на 5%.
Результаты. Однонаправленность изменения всех показателей ВСР за 24 ч, за день и ночь была установлена только в 8 (7,8%) случаях. Корреляционный анализ по Спирману показал, что высокая связь (r>0,6) с изменением других показателей ВСР чаще всего наблюдалась у показателей SDNNindex24, r-MSSD24 и ОМ24. Однонаправленное изменение SDNNindex24, r-MSSD24 и ОМ24 отмечено в 68,9% случаев. Однонаправленное изменение этих параметров имело место в 87,4% случаев; SDNNindex24 и r-MSSD24 — в 71,8% случаев; r-MSSD24 и ОМ24 — в 81,5% случаев.
Заключение. Если использовать один показатель ВСР, то для оценки динамики ВСР лучше исследовать SDNNindex24, т. к. процент совпадения динамики временных и спектральных параметров ВСР за 24 ч с динамикой этого показателя составил 71%, для r-MSSD24 — 67% и ОМ24 — 70%.
ХРОНИЧЕСКОЕ ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ 
Цель. Изучить особенности функционального состояния эндотелия, апоптоза, микро- и макрогемодинамики у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), осложненной хроническим легочным сердцем (ХЛС) и оценить влияние высокоселективного р1-адреноблокатора (Р1-АБ) небиволо- ла на вышеперечисленные показатели.
Материал и методы. Выполнено комплексное обследование 38 больных ХОБЛ, осложненной ХЛС (26 — с декомпенсированным ХЛС, 12 — с компенсированным ХЛС) в возрасте 46-77 лет. На ряду со стандартной терапией ХОБЛ и ХЛС, все пациенты получали ингибитор ангиотензин-превращающего фермента и небиволол 2,5-5,0 мг/сут. однократно в течение 6 мес.
Результаты. У больных ХЛС имеют место значительные нарушения эндотелиальной функции (ЭФ) в виде патологической гиперпродукции оксида азота (NO) в плазме крови и выдыхаемом воздухе, увеличения концентрации фактора Виллебранда, нарастания апоптоза. Выявлены признаки гиперкоагуляции, повышение агрегационной способности тромбоцитов, а также нарушение систолической и диастолической функций желудочков сердца. На фоне терапии небивололом было отмечено ограничение гиперпродукции NO в плазме крови до 13,34±1,44 мкМ (p<0,01) — при компенсированном ХЛС, до 18,86±1,23 мкМ (p<0,001) — при декомпенсированном ХЛС; выдыхаемом воздухе — до 11,4±1,07 мкМ (p<0,001) и до 24,57±1,14 мкМ (p<0,001), соответственно. Зафиксировано уменьшение содержания фактора Виллебранда, активности патологического апоптоза, улучшение реологических свойств крови и показателей центральной гемодинамики.
Заключение. Формирование ХЛС у больных ХОБЛ утяжеляет течение заболевания и во многом предопределяет неблагоприятный прогноз. Нарушение ЭФ — один из основных механизмов формирования и прогрессирования ХЛС. Небиволол в комплексной терапии ХЛС позволяет улучшить показатели центральной гемодинамики и реологические свойства крови, уменьшить степень эндотелиальной дисфункции и ограничить активность патологического апоптоза, что замедляет прогрессирование заболевания.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ 
Представлен обзор современной литературы, непосредственно касающейся снижения риска развития сердечно-сосудистых осложнений и смерти у пациентов, перенесших острый коронарный синдром (ОКС), при раннем назначении терапии статинами. Важное место в нем отведено обсуждению результатов последних мета-анализов и официальных рекомендаций. Наибольшую доказательную базу при ОКС имеет аторвастатин.
Ключевые слова:
ОБЗОРЫ 
Введение в практику стентов, выделяющих лекарства (СВЛ), является важным достижением интервенционной кардиологии. Эти стенты демонстрируют хорошие клинические результаты, высокую эффективность и безопасность. Несмотря на снижение случаев рестеноза при их применении, процент неблагоприятных коронарных событий остался на прежнем уровне, т. е. достоверно не отличается от стандартных металлических стентов. Однако для больных с поражением артерий малого диаметра, с рестенозом после баллонной ангиопластики или стентирования, у больных сахарным диабетом, у пациентов с протяженными поражениями коронарных артерий, они могут успешно применяться. Рассматриваются работы по сравнению различных СВЛ, вопросы антитромбоцитарного лечения и ведения больных после ЧКВ. Особое внимание уделено новому стенту, покрытому эверолимусом, показавшему свои преимущества перед другими СВЛ.
Предпринята попытка на основании анализа результатов клинических и экспериментальных исследований выстроить доказательную линию плейотропного действия статинов, которое подразумевает включение нескольких механизмов реализации их активности. Понятие плейотропности предполагает: (а) влияние препарата на несколько мишеней, запускающее различные биохимические процессы в организме; (б) дивергенцию биохимических и патофизиологических процессов, исходящих от основной (единственной) мишени. Описаны патохимические механизмы эффектов статинов, как ингибиторов фермента редуктазы коэнзима А, с обоснованием того, что терапевтическое и побочное действия статинов не обязательно связаны с их влиянием на метаболизм липидов и снижением уровня холестерина.
В настоящее время накоплены доказательства независимости взаимосвязи между синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС) и сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Особенно это характерно для артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), инсультов (МИ), сердечной недостаточности, мерцательной аритмии и внезапной сердечной смерти. В связи с этим настоящий обзор представляется достаточно актуальным, т. к. посвящен взаимоотношениям между СОАС и такими ССЗ, как АГ, ИБС, МИ, сахарный диабет и смертность.
ПРЕСС-РЕЛИЗ 
ISSN 2619-0125 (Online)