ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ
Цель: сравнить влияние изолированной и комбинированной с антидепрессантом антигипертензивной терапии (АГТ) на показатели суточного профиля артериального давления (АД), выраженность депрессии и качество жизни у пациентов с неконтролируемой артериальной гипертонией и депрессивным расстройством.
Материал и методы. 71 пациент (возраст 48,7±5,2 лет, 37 женщин) рандомизирован на две группы. Каждая группа в течение года последовательно получала два вида фармакотерапии продолжительностью по 6 месяцев каждый: изолированную АГТ и АГТ, комбинированную с приемом антидепрессанта флувоксамина или пароксетина – АГТ+А. Группа I (35 человек) первые полгода получала АГТ, последующие – АГТ+А, группа II (36 человек) – в обратной последовательности. В конце каждого полугодия в группах сравнивали показатели суточного мониторирования АД, выраженность депрессии по шкале Бека и качество жизни. Кроме того, те же сопоставления проводили отдельно для каждой группы в конце первого и второго этапов лечения.
Результаты. Стартовое назначение комбинированной АГТ обеспечивало более быстрое достижение более низких значений среднедневного и средненочного систолического и диастолического АД, более низкие показатели вариабельности АД. Комбинированная АГТ позволила добиться достоверно большего снижения величины и скорости утреннего прироста систолического и диастолического АД. Только комбинированная АГТ продемонстрировала адекватную редукцию депрессивной симптоматики. И комбинированная, и изолированная АГТ через 6 месяцев приводили к значимому улучшению качества жизни, однако комбинированная АГТ обеспечивала достоверно лучшие показатели.
Заключение. Эффективность комбинированной с антидепрессантом флувоксамином или пароксетином АГТ у лиц с артериальной гипертонией и депрессивным расстройством выше по сравнению с изолированной АГТ.ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА
Цель. Изучить эффективность комбинации розувастатина и эзетемиба у больных с умеренными клиническими проявлениями хронической сердечной недостаточности.
Материал и методы. В исследование включены амбулаторные пациенты (n=70) >40 лет с клиникой умеренной хронической сердечной недостаточности (функциональный класс по NYHA II), сопутствующим сахарным диабетом 2 типа, признаками каротидного атеросклероза и гиперхолестеринемией. Пациенты рандомизированы в 2 группы, по 35 человек в каждой. В I группе лечение проводилось розувастатином в дозе 20 мг/сут. в сочетании с приемом фиксированной дозы эзетимиба 20 мг/сут., во II — с использованием только розувастатина в дозе 20 мг/сут. В течение года наблюдения оценивались первичные конечные точки — смерть, инфаркт миокарда, инсульт, количество госпитализаций, и вторичные конечные точки — процент достигших целевого уровня холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛНП), изменение показателей липидограммы, С-реактивного белка (СРБ), толщины интимымедия внутренней сонной артерии.
Результаты. Значимое снижение уровня ХС ЛНП, по сравнению с исходным, произошло в обеих группах к концу первого мес. от начала лечения и сохранялось до окончания исследования. Наиболее выраженное снижение ХС ЛНП (медиана >50%) произошло в I группе к 12 мес. исследования. При этом, начиная с 3 мес. приема препаратов, наблюдали снижение уровня ХС ЛНП на >45%. Во II группе данный показатель не превышал 40%. Уменьшение значений СРБ отмечены через 12 мес. лечения только у пациентов I группы: медиана исходного значения 3,2 мг/л, медиана в конце исследования 2,2 мг/л, медиана изменения 31,25% (р=0,028). Госпитализации, обусловленные заболеваниями сердечно-сосудистой системы, составили для I группы 14,3%, для II группы 40% (р=0,032).
Заключение. Назначение комбинированной липидемической терапии розувастатином и эзетимибом в дозе 20 мг/сут. приводит к более выраженному снижению уровня ХС ЛНП в крови, уменьшению концентрации СРБ, количества госпитализаций, обусловленных заболеваниями сердечно-сосудистой системы по сравнению с изолированным назначением только розувастатина в дозе 20 мг/сут.
Цель. Изучить молекулярные эффекты тиотриазолина у 30 пациентов со стабильной стенокардией напряжения I-III функциональных классов.
Материал и методы. Сравнительная оценка молекулярных эффектов кардиопротективного действия выполнена на основе динамики толерантности к физической нагрузке, а также с помощью протеомных методов исследования, анализа опросников качества жизни пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС).
Результаты. Установлено, что тиотриазолин повышает толерантность к физическим нагрузкам, обладает мощным кардиопротекторным действием, включающим антиокислительный и цитопротекторный эффекты у пациентов с ИБС.
Заключение. Тиотриазолин способствует уменьшению среднего количества приступов и среднего функционального класса стенокардии у пациентов с ИБС.
ОСТРЫЙ КОРОНАРНЫЙ СИНДРОМ
Цель. Анализ наличия взаимосвязи между тяжестью поражения коронарного русла, возрастом пациентов, вариантом острого коронарного синдрома (ОКС) и степенью риска по шкале GRACE.
Материал и методы. В исследование вошли 179 пациентов в возрасте 24-65 лет (средний возраст 51,2±7,0), госпитализированных по поводу ОКС. Всем пациентам в период госпитализации была выполнена коронароангиография.
Результаты. У пациентов, переносящих ОКС с подъемом ST (OKС↑ST), достоверно чаще встречалось 2-сосудистое поражение (28,6%), в сравнении с пациентами, переносящими ОКС без подъема ST (OKС↓ST) (15,1%), р=0,031. Несмотря на корреляцию риска по GRACE с возрастом, зависимости тяжести поражения коронарного русла от возраста в исследуемой группе не выявлено. Средний расчетный балл по GRACE при ОКС↓ST составил 95,9±3,3 баллов, преобладали пациенты низкого риска (66,2%). В то же время среди пациентов с низким риском по GRACE, вошедших в группу исследования, у 48,9% по данным коронароангиографии выявлена коронарная анатомия высокого риска.
Заключение. Низкий расчетный риск по GRACE у молодых пациентов обладает невысокой отрицательной предсказательной способностью в отношении тяжелого поражения коронарного русла, что необходимо учитывать при определении тактики ведения больных с ОКС↓ST.
Цель. Изучить гендерные особенности факторов риска и оценить их взаимосвязь с развитием инфаркта миокарда (ИМ) у пациентов различных возрастных групп.
Материал и методы. В исследование включены 188 мужчин и женщин с Q и неQ-ИМ в возрасте 45-74 лет, разделенных на 4 группы в зависимости от пола и возраста. У всех пациентов были оценены клинико-анамнестические данные, показатели липидного, углеводного обменов, уровни половых гормонов, С-реактивного белка, оценены уровни гиподинамии, депрессии и тревожности с помощью опросников. Для определения взаимосвязи факторов риска (ФР) с развитием ИМ с помощью статистических методов были разработаны математические модели оценки отношения шансов развития нефатальных случаев ИМ для мужской и женской популяции пациентов.
Результаты. Для обследованных мужчин наиболее значимыми ФР развития ИМ явились: курение, нарушения липидного обмена, избыточная масса тела; для мужчин пожилого возраста дополнительными ФР явились нарушения углеводного обмена с развитием инсулинорезистентности, а также преимущественно абдоминальный тип ожирения. Для женщин с ИМ наиболее значимыми ФР оказались нарушения углеводного обмена, преимущественно за счет развития сахарного диабета 2 типа, артериальная гипертензия, ожирение с развитием его абдоминального типа и нарушения липидного обмена.
Заключение. Разработанные математические модели оценки отношения шансов позволяют оценить вероятность развития нефатального ИМ у мужчин и женщин с учетом их возраста и набора ФР.
МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
Цель. Изучить уровень лептина в сыворотке крови у пациентов с метаболическим синдромом (МС), в т.ч. в сочетании с ишемической болезнью сердца (ИБС) для определения возможной прогностической роли этого маркера в возникновении ИБС при МС.
Материал и методы. Обследованы 43 пациента с МС, из них 36 больных ИБС, а также 33 пациента без МС, среди которых ИБС диагностирована у 18 человек. Средний возраст пациентов в группе МС на момент включения в исследование составил 62,7±10,3 лет. В группе контроля (без МС) — 60±14,7 лет. Уровень лептина в сыворотке крови определялся иммуноферментным анализом с помощью наборов “Platinum ELISA”.
Результаты. Средний уровень лептина в группе пациентов с МС был достоверно выше — 41,89±33,28 нг/мл по сравнению с группой без МС — 17,64±16,87 нг/мл (р<0,001). Выявлен достоверно более высокий уровень лептина у пациентов женского пола — 38,65±29,23 нг/мл, по сравнению с пациентами мужского пола — 19,54±27,23 нг/мл (р=0,006). Установлены прямые корреляционные связи между уровнем лептина и наличием ИБС (r=0,258, p=0,024).
Заключение. Уровень лептина у пациентов с МС выше, чем у пациентов без МС. Содержание лептина в плазме крови у пациентов с МС и ИБС выше, чем у пациентов с МС и без ИБС. Последующее изучение этой связи и понимание возможных механизмов воздействия лептина может быть использовано для повышения эффективности ранней диагностики ИБС у лиц с МС.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
Длина теломер (ДТ) лейкоцитов, признанный маркер репликативного клеточного старения, связана с процессами старения сердечно-сосудистой системы и с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Хроническое воспаление и окислительный стресс в значительной степени определяют скорость укорочения теломер, а большинство факторов риска (ФР) ССЗ тесно связаны с этими процессами, можно предположить, что взаимосвязь ФР и ДТ во многом определяет риск развития ССЗ. Однако клинических работ, посвященных этому вопросу, в настоящее время недостаточно.
Цель. Изучить взаимосвязь ДТ с традиционными и некоторыми “новыми” ФР у людей разного возраста без клинических проявлений ССЗ, связанных с атеросклерозом.
Материал и методы. Были обследованы 303 человека в возрасте 25-91 года без признаков ССЗ и других хронических заболеваний, не получавших регулярную медикаментозную терапию. У всех пациентов оценивались традиционные и некоторые “новые” ФР. ДТ определялась с помощью полимеразной цепной реакции в реальном времени.
Результаты. Согласно данным регрессионного анализа ДТ независимо связана с возрастом, маркером воспаления — С-реактивным белком, маркером окислительного стресса — мочевиной и показателями метаболического статуса — окружностью талии, индексом инсулинорезистентности НОМА, уровнем глюкозы плазмы натощак, причем самым значимым предиктором оказался индекс НОМА (р=0,0001). Вероятность наличия коротких теломер увеличивается в 12 раз при повышенном уровне мочевины, в 2,4 раза при наличии инсулинорезистентности, в 2 раза на фоне гипергликемии натощак.
Заключение. Выявление факторов, которые связаны с клеточным старением, позволяет определить наиболее удачные мишени для эффективных вмешательств с целью ранней и эффективной профилактики ССЗ.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
С конца XX в в результате эпидемиологических исследований широко распространяется концепция факторов риска (ФР), ставшая основой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Традиционно различают конвенционные и неконвенционные, или психосоциальные ФР, среди которых выделяют эмоциональные факторы и хронические стрессоры. Вопрос о вкладе неконвенционных ФР в развитие заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы, является наиболее актуальным в связи с высокой летальностью от болезней системы кровообращения, но в то же время относится к числу наиболее сложных. В представленной статье содержится анализ имеющихся исследований о влиянии неконвенционных ФР на развитие ишемической болезни сердца и сделана попытка оценить воздействие этих факторов на развитие острого коронарного синдрома.
Генетические аспекты риска артериальной гипертонии широко обсуждаются в генетике многофакторных заболеваний. Создание алгоритма стратификации риска на основе генетических маркеров дает возможность выделить группы высокого риска гипертонической болезни (ГБ) с целью проведения первичной профилактики. Был опробован один из прототипов таких алгоритмов, включающих 11 генетических маркеров у 30 пациентов с известными клиническими параметрами; 19 из них имели ГБ и 11 были нормотониками. Оценен индивидуальный вклад генотипов по каждому из маркеров и проведено сравнение суммарного риска у пациентов с наличием и отсутствием ГБ. В результате не было выявлено различий индивидуального суммарного риска по 11 маркерам между подгруппами. Был выявлен протективный эффект аллельного варианта С rs1799998 гена CYP11B2 (OR 0,247; CI=[0,081-0,754], p=0,01).
ОБЗОРЫ
Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) и хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) привлекает к себе внимание в течение последних лет как один из аспектов системных проявлений ХОБЛ. Высокая распространенность ССЗ у больных ХОБЛ объясняется концепцией персистирующего системного низкоинтенсивного воспаления. В настоящем обзоре ХОБЛ рассматривается с позиции фактора риска развития ССЗ, что требует соответствующего мультидисциплинарных диагностического и лечебного подходов.
В обзоре представлены результаты эпидемиологических и клинических исследований, свидетельствующие о высокой распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в студенческой популяции, их частом сочетании и потенцирующем негативном влиянии на состояние здоровья и академическую успеваемость учащихся. Результаты анализа литературных источников обосновывают перспективность дальнейших многолетних популяционных эпидемиологических исследований, трендов и возрастного трекинга основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в популяции студентов, с организацией эффективной межведомственной системы медико-социального сопровождения обучающихся и разработкой дифференцированных превентивных технологий.
ИНФОРМАЦИЯ
10 июня 2016 года в Москве в рамках VIII Международного конгресса “Нейрореабилитация 2016” состоялась Церемония вручения Всероссийской премии
за достижения в области борьбы с инсультом “Время Жить!”.
ISSN 2619-0125 (Online)