АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ
Цель. Изучение ассоциаций незначительного повышения артериального давления (АД) относительно оптимальных значений с риском развития поражения органов-мишеней у молодых лиц.
Материал и методы. При диспансеризации лиц в возрасте 18-45 лет (n=987) выявлено, что у 173 из них клиническое АД соответствовало высокому нормальному уровню или артериальной гипертонии (АГ). Если подтверждалась АГ при клиническом измерении АД и/или по данным суточного мониторирования АД (СМАД) (n=127), выполняли эхокардиографию (GE Healthcare Vivid 9, с использованием EchoPAC Software), измеряли уровень креатинина, определяли соотношение альбумин/креатинин в разовой моче.
Результаты. Включены обследованные в возрасте 23 [21; 25] лет, медиана офисного систолического АД (САД) — 129 [121; 137] мм рт.ст., среднее диастолическое АД (ДАД) — 75±12 мм рт.ст. Шанс выявления нарушения геометрии левого желудочка (ЛЖ) был в 3,3 раза выше в группе высокого нормального АД (95% доверительный интервал (ДИ): 1,06-6,28) (p=0,02), и в 10,7 раз выше в группе АГ (95% ДИ: 2,32-16,49) (p=0,04) по сравнению с группой “оптимальное/нормальное” АД. При многофакторном анализе независимость ассоциаций с индексом массы миокарда ЛЖ подтверждена лишь для средненочного ДАД, индексированного объема левого предсердия и отношения пиковой скорости раннего диастолического наполнения ЛЖ к среднему септальной и латеральной пиковой ранней диастолической скорости движения фиброзного кольца митрального клапана.
Заключение. У лиц молодого возраста частота поражения органов-мишеней сопоставима в группах высокого нормального АД и АГ, при этом выявлены значимые отличия группы “оптимальное/ нормальное” АД от группы пациентов с АГ и с высоким нормальным АД. Выявлена независимая ассоциация повышенного индекса массы миокарда ЛЖ со средненочным уровнем ДАД.
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА И ИНФАРКТ МИОКАРДА
Цель. Изучить двухлетнюю выживаемость и факторы, влияющие на нее, у больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) и имевших ишемическую болезнь сердца (ИБС).
Материал и методы. В амбулаторную часть регистра РЕГИОН-М (РЕГИстр больных, перенесших Острое Нарушение мозгового кровообращения и госпитализированных в московский стационар) были включены 684 пациента, прикрепленных к Городской поликлинике № 64 г. Москвы, выписанных из Городской клинической больницы им. Ф.И. Иноземцева г. Москвы в период 01.01.2012г — 30.04.2017г с подтвержденным диагнозом ОНМК или транзиторная ишемическая атака. Из них 423 (61,8%) пациента имели диагноз ИБС в амбулаторной карте.
Результаты. Пациенты с ИБС были достоверно старше, чаще имели коморбидные заболевания, инвалидность и находились под врачебным наблюдением в поликлинике до референсного ОНМК и после выписки из стационара, чем пациенты без ИБС. За период наблюдения смертность среди лиц с ИБС (34,3%) была достоверно выше, чем без ИБС (19,9%) (p< 0,01). При этом смертность при ИБС была в 2,6 раза ниже среди пациентов, обращавшихся в поликлинику хотя бы 1 раз после выписки (28%), чем среди пациентов, не обратившихся после выписки ни разу — 72,9% (р< 0,001). При многофакторном анализе положительное влияние посещения поликлиники после выписки из стационара сохраняло свою статистическую значимость: относительный риск составил 0,998 (доверительный интервал: 0,983-0,992, p<0,0001).
Заключение. Смертность пациентов, перенесших ОНМК и имеющих ИБС, была достоверно выше, чем при отсутствии ИБС, при этом она была достоверно ниже среди пациентов, находившихся под наблюдением врачей в поликлинике в постгоспитальном периоде ОНМК.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Цель. Изучить распространенность фибрилляции предсердий (ФП) в российской городской популяционной когорте 45-69 лет и ее динамику за 13 лет наблюдения при старении.
Материал и методы. Случайная популяционная выборка мужчин и женщин 45-69 лет (n=9360, проект HAPIEE, Новосибирск) обследована впервые в 2003-2005гг, дважды обследована повторно и наблюдалась, в среднем, 13 лет: 13,0±1,00 — мужчины; 13,1±2,17 — женщины. Наличие ФП установлено по данным электрокардиографии (ЭКГ) покоя и/или на основании документированных случаев ФП, идентифицированных по данным регистрации сердечно-сосудистых событий и смерти в выборке. Инцидентность ФП оценена для лиц без ФП или сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) при базовом обследовании когорты. Дизайн настоящей работы: одномоментное и долгосрочное проспективное исследование. Статистический анализ выполнен с помощью пакета программ SPSS (v.13.0).
Результаты. В популяционной выборке за 13 лет наблюдения распространенность ФП увеличилась с 1,6% (1,1% среди женщин и 2,1% среди мужчин) в возрасте 45-69 лет до 4,2% (3,0% среди женщин и 6,1% среди мужчин) в возрасте 55-84 лет при одномоментных скрининговых обследованиях по данным ЭКГ покоя. Частота новых случаев ФП за 13 лет наблюдения в когорте 45-69 лет без предшествующих ССЗ и ФП оставила 5,6%, из них 40% — пароксизмальная форма. Средний возраст на момент впервые зарегистрированной ФП составил 69±6,93 лет, и был на 2 года выше у женщин (70,0±6,83), чем у мужчин (68±6,93). Средний период до наступления ФП среди лиц 45-69 лет без исходных ССЗ и ФП составил 7,5±3,83 лет для мужчин и 8,1±4,02 года для женщин. Суммарная частота ФП в популяционной выборке (по данным серийных обследований и сбора новых случаев ФП) составила 8,3%. Наибольшая частота ФП зарегистрирована в возрасте 65-69 лет (11,4%) для мужчин и на 5 лет позже у женщин (12,0%) (p80 лет уменьшалась и составила 4,1% среди мужчин и 5,7% среди женщин.
Заключение. В популяционной российской выборке (Новосибирск) 45-69 лет частота ФП за 13 лет наблюдения увеличилась с 1,6 до 8,3%. Выявлено 473 новых случая ФП, ~40% составила пароксизмальная форма ФП. Показатели частоты ФП в сибирской популяционной выборке для возрастной группы 45-60 лет сопоставимы с данными крупных российских и североамериканских исследований; более высокие для лиц 60-74 лет по сравнению с опубликованными популяционными данными, и ниже для лиц старшей возрастной группы, как для мужчин, так и для женщин.
Цель. Изучить динамику распространенности артериальной гипертензии (АГ), ожирения, повышенной концентрации в крови холестерина (ХС), не входящего в состав липопротеинов высокой плотности (ХС неЛВП), в России и США с 1975г до 2014г.
Материал и методы. По данным одномоментных популяционных исследований России и США в 1975-1982гг и 2007-2014гг изучена распространенность факторов риска (ФР) у мужчин и женщин 25-64 лет. Использованы данные исследований Липидных клиник и ЭССЕ-РФ (Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний и их факторов риска в регионах Российской Федерации), а также данные исследований NHANES (National Health And Nutrition Examination Survey, США). Общее число наблюдений 41268, рассчитывали долю лиц с наличием ФР (распространенность) и 95% доверительный интервал.
Результаты. В 1980-х годах распространенность изученных ФР в России и США не различалась в большинстве половых и возрастных групп. За последующие 30 лет для обеих популяций характерно уменьшение распространенности АГ и повышенного ХС неЛВП (уровень ХС неЛВП ≥3,7 ммоль/л) и увеличение распространенности ожирения. В 2012г АГ у мужчин и женщин в России имела место чаще, чем в США. Ожирение реже встречалось у мужчин и женщин 25-44 лет в России и у женщин >54 лет в США. Распространенность ХС неЛВП ≥3,7 ммоль/л в России в сравнении с США была выше у лиц >44 лет и ниже у женщин 25-34 лет.
Заключение. В 1980-х годах различия распространенности кардиометаболических ФР в России и США практически отсутствовали. В 2010-х годах АГ и отчасти дислипидемия чаще встречались в России, а распространенность ожирения у молодых и лиц среднего возраста была выше в США.
РЕАБИЛИТАЦИЯ
Цель. Оценить эффективность компьютеризированных когнитивных тренингов (ККТ) с использованием метода двойных задач в профилактике послеоперационных когнитивных нарушений у пациентов после коронарного шунтирования в условиях искусственного кровообращения.
Материал и методы. В когортное проспективное исследование были включены 68 пациентов, медиана возраста 64 года [54; 69], поступившие на плановое коронарное шунтирование с использованием искусственного кровообращения. Всем пациентам было проведено, помимо стандартного предоперационного обследования, расширенное нейропсихологическое тестирование и нейрофизиологическое исследование. Начиная с 3-4 сут. послеоперационного периода, всем пациентам проводили ККТ, включавший выполнение двойных заданий.
Результаты. Установлено, что на фоне проведения в раннем послеоперационном периоде ККТ с применением метода двойных задач на 8-10 сут. ранняя послеоперационная когнитивная дисфункция наблюдалась у 37 (54,4%) пациентов, тогда как у пациентов без тренингов в 69,3% случаев (n=79 из 114). Лучшие результаты когнитивного функционирования достигнуты в доменах нейродинамики и кратковременной памяти (реже выявлялись нарушения исполнительных функций и запоминания чисел и слов). Также у пациентов, прошедших курс тренинга, наблюдались послеоперационное увеличение фронто-окципитального градиента тета1 ритма.
Заключение. Данные нейропсихологического и нейрофизиологического исследований продемонстрировали ограниченную эффективность короткого курса ККТ с использованием метода двойных задач в профилактике ранних послеоперационных когнитивных нарушений у пациентов после коронарного шунтирования в условиях искусственного кровообращения. Метод двойных задач может быть дополнительным профилактическим вмешательством при разработке персонализированного подхода к восстановлению когнитивных функций у кардиохирургических пациентов.
КЛИНИКА И ФАРМАКОТЕРАПИЯ
Цель. Провести мониторинг объема и эффективности гиполипидемической терапии (ГЛТ) на амбулаторном и госпитальном этапе среди лиц, госпитализированных в ФГБУ “НМИЦ ТПМ” Минздрава России.
Материал и методы. Ретроспективный анализ историй болезни, отобранных случайным образом, за апрель-май 2012, 2015 и 2022гг (n=658).
Результаты. С 2012 по 2022гг возросла доля лиц, принимающих статины на амбулаторном этапе: с 28,8 до 60,4% (с 22,2 до 73,3% при высоком сердечно-сосудистом риске (ССР) и с 34,8 до 91,7% при очень высоком ССР). Лицам с очень высоким ССР достоверно чаще стали назначать высокоинтенсивную терапию статинами (с 3,8 до 45,8%). Пациентам высокого ССР на госпитальном этапе статины назначали реже (74,3%), чем пациентам очень высокого ССР (93,6%). В 2022г по сравнению с 2015г увеличилась доля лиц, получивших комбинированную ГЛТ на госпитальном этапе — 8,9 vs 0,5% (р< 0,001). Целевой уровень холестерина липопротеинов низкой плотности < 1,8 и < 1,4 ммоль/л в 2022г на амбулаторном этапе был достигнут у 18,2 и 13,6% пациентов высокого и очень высокого ССР, соответственно.
Заключение. Несмотря на прогресс в частоте назначения и в увеличении интенсивности терапии статинами, к 2022г остается большая доля лиц высокого и очень высокого ССР, не получающих ГЛТ в необходимом объеме, позволяющем достичь целевого уровня холестерина липопротеинов низкой плотности, притом, что современная ГЛТ предоставляет большие возможности для реализации клинических рекомендаций в медицинской практике.
Цель. Оценить эффективность и безопасность различных режимов антитромботической терапии после имплантации окклюдера ушка левого предсердия (ОУЛП) в реальной клинической практике.
Материал и методы. В проспективное наблюдательное исследование были включены 90 пациентов с неклапанной формой фибрилляции предсердий и высоким риском развития ишемического инсульта/системной эмболии, которым была выполнена эндоваскулярная изоляция ушка левого предсердия устройством Watchman. Первичной конечной точкой была выбрана кумулятивная частота развития ишемического инсульта/транзиторной ишемической атаки/системной эмболии, больших и клинически значимых кровотечений по критериям регистра GARFIELD (The Global Anticoagulant Registry in the Field-Atrial Fibrillation), смерти от всех причин.
Результаты. Пациенты были разделены на подгруппы в зависимости от антитромботической терапии, проводимой после имплантации ОУЛП: 1) прямые оральные антикоагулянты (ПОАК) ± антиагреганты; 2) варфарин ± антиагреганты; 3) двойная антитромбоцитарная терапия (аспирин + клопидогрел). При проведении многофакторного анализа выявлена тенденция к меньшей частоте достижения первичной конечной точки в группе ПОАК в сравнении как с варфарином (отношение рисков 8,49; 95% доверительный интервал: 2,0-36,15; p=0,004), так и с антиагрегантами (отношение рисков 4,34; 95% доверительный интервал: 1,08-17,36; p=0,038). При этом значимых различий по частоте достижения первичной конечной точки между группами варфарина и антиагрегантов не выявлено. Связи тромбоза поверхности устройства с режимом послеоперационной антитромботической терапии не обнаружено.
Заключение. Эндоваскулярная окклюзия ушка левого предсердия является эффективной и безопасной альтернативой антикоагулянтной терапии. В настоящем исследовании впервые в условиях реальной клинической практики получены данные о том, что назначение ПОАК после имплантации ОУЛП ассоциировано с бóльшим профилем эффективности и безопасности в сравнении с варфарином и с двойной антитромбоцитарной терапией.
ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТААНАЛИЗЫ, РЕГИСТРЫ
Цель. Сравнительный анализ госпитальных результатов открытой тромбэктомии и консервативной терапии у пациентов с острым тромбозом артерий нижних конечностей на фоне новой коронавирусной инфекции COVID-19 (COrona VIrus Disease 2019).
Материал и методы. В настоящее ретроспективное сравнительное исследование за период с 01.04.2020 по 01.12.2021гг было отобрано 167 пациентов с острым тромбозом артерий нижних конечностей на фоне COVID-19. В зависимости от стратегии лечения было сформировано две группы: 1 группа — открытая тромбэктомия (n=136) + медикаментозное лечение (антикоагулянтная — нефракционированный гепарин в лечебной дозировке) и дезагрегантная (ацетилсалициловая кислота 125 мг 1 раз/сут.) терапия; 2 группа — только медикаментозная терапия (n=31). Данную группу составили пациенты, отказавшиеся от хирургической реваскуляризации. Во всех случаях проводился осмотр психиатром на предмет наличия расстройств личности, не позволяющих критично оценить свое состояние и последствия отказа от оперативного лечения. При поступлении в стационар все пациенты получали профилактическую дозу нефракционированного гепарина (5000 ЕД 3 раза/сут. подкожно). При развитии острого артериального тромбоза проводилось введение 80 ЕД/кг (максимально 5000 ЕД) нефракционированного гепарина внутривенно болюсно, с последующим переводом на внутривенную инфузию с помощью инфузомата с начальной скоростью 18 ЕД/кг в час под контролем активированного частичного тромбопластинового времени. Также назначалась анальгезирующая и дезагрегантная терапия (ацетилсалициловая кислота 125 мг 1 раз/сут.).
Результаты. Инфарктов миокарда, ишемических инсультов зафиксировано не было. Значимых межгрупповых различий по частоте летального исхода (группа 1: n=52, 38,2%; группа 2: n=7, 22,6%; р=0,09; отношение шансов (ОШ)=2,12; 95% доверительный интервал (ДИ): 0,85-5,27), ампутации конечности (группа 1: n=63, 46,3%; группа 2: n=9, 29,0%; р=0,07; ОШ=2,11; 95% ДИ: 0,9-4,91) не было. Однако имелась тенденция к снижению частоты данных событий в группе медикаментозного лечения. После открытой тромбэктомии ретромбоз развился в 50,7% (n=69) случаев, тромбоз после ретромбэктомии с последующей ампутацией в 46,3% (n=63). Геморрагических осложнений в обеих группах выявлено не было.
Заключение. Открытая тромбэктомия с сопутствующей медикаментозной терапией и медикаментозная терапия без хирургической реваскуляризации в рамках настоящего исследования показали сопоставимую частоту летальных исходов и ампутаций нижних конечностей у пациентов с COVID-19.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
Самый распространенный метод диагностики и контроля артериальной гипертонии (АГ) — традиционное измерение офисного артериального давления (АД) (ОАД), некоторые национальные рекомендации с 2017г рассматривают в качестве лишь скринингового. Автоматизированная регистрация ОАД (АОАД) претендует на роль уникального метода за счет получения стандартизированного результата даже в первичном медико-санитарном звене. АОАД повышает надежность клинических данных АД, благодаря уменьшению влияния разных ошибок на результат измерений. Тем не менее, хотя уровень АОАД в среднем ниже аналогичных данных ОАД в клинической и исследовательской практике и сопоставим со среднедневными результатами суточного мониторирования АД (СМАД), в настоящее время все международные рекомендации подчеркивают обязательность проведения с диагностической целью амбулаторных методов измерения АД. Равноценны ли результаты АОАД и референсный уровень ≥130/80 мм рт.ст. с аналогичным уровнем ОАД, применение которого сопряжено с ростом распространенности случаев АГ и недостаточного контроля антигипертензивной терапии, — вопрос для изучения. По сравнению с традиционным ОАД, использование АОАД совместно с амбулаторными методами измерения приводит к сокращению доли и сроков начала лечения пациентов со скрытой АГ, степень риска сердечно-сосудистых осложнений которых близка степени риска пациентов со стабильной АГ. Однако повсеместному внедрению АОАД препятствует высокая цена и скудность накопленных данных. В обзоре подробно разобраны ограничения и преимущества разных видов измерения ОАД, а также затронуты возможности использования АОАД в современной клинической и научной практике.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Основой консервативного лечения стабильной ишемической болезни сердца являются устранение модифицируемых факторов риска и комплексная медикаментозная терапия артериальной гипертензии, сахарного диабета, дислипидемии. Показатели осведомленности, лечения и контроля этих показателей в России остаются низкими. В связи с этим в современных рекомендациях предлагается поэтапный персонифицированный подход для достижения оптимального контроля факторов риска. Цель настоящей работы — продемонстрировать на примере клинического случая пациента с ишемической болезнью сердца, что коррекция терапии для достижения целевых показателей артериального давления, холестерина липопротеинов низкой плотности и гликированного гемоглобина, модификация образа жизни с отказом от курения, увеличением двигательной активности и снижением массы тела привели к улучшению коронарного кровообращения и устранению приступов стенокардии.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
В обзоре представлены современные данные о физиологических и патофизиологических аспектах краткосрочной адаптации организма здоровых лиц и пациентов с различными хроническими заболеваниями к условиям среднегорья. В отличие от острой горной болезни, развивающейся при восхождении на ≥3000 м над уровнем моря, физиологические аспекты адаптации человека к подъему на высоты до 2000-2500 м остаются недостаточно изученными. Однако именно эти высоты являются самыми посещаемыми среди туристов как в организованных группах, так и индивидуально.
Спонтанная диссекция коронарных артерий (СДКА) является одной из наиболее редких причин острого коронарного синдрома. СДКА чаще всего встречается у женщин <60 лет (≥90% случаев) в сравнении с мужчинами (10-12%). Бурное развитие технологий, применяемых в интервенционной кардиологии, позволило улучшить диагностику и понять механизм развития данного патологического состояния. Тактика ведения пациентов с СДКА дискутабельна и значительно отличается от подходов к лечению атеросклеротического поражения коронарных артерий. В обзоре представлены результаты проведенных в последние годы исследований. Также описана ангиографическая классификация СДКА, алгоритм диагностики и выбор оптимальной тактики лечения в зависимости от клинических проявлений.
ISSN 2619-0125 (Online)